- И давно вас мучают эротические сны?
- Ну, почему же мучают...
Люди
"Проблема" (видимо, проблемой это является для окружающих, я-то это как проблему не воспринимаю) в том, что я идеалистка. Понятие нормы субъективно, но я считаю, что соответствовать норме можно, когда стремишься к идеалу (который, не буду спорить, недостижим). Поэтому я жёстко критикую нормы других, что вызывает обычно яростное отторжение (естественная реакция). Например, я называю свиньями тех, для кого мусор на улицах это нормально. Я признаю, что у них тоже есть причины считать это нормой: "бывает и хуже, это ещё не свинство", "а что я могу сделать?", "зацикливаться на чистоте это нездорово" и т.д. Меня эти отмазки не устраивают, потому что я не подгоняю норму под них, а считаю, что нужно стремиться к идеалу, чтобы с поправками, которые внесёт реальность, получилось нормально. Для других нормально означает правильно, так, как должно быть. Для меня нормально означает недостаточно хорошо, но приемлемо. Убийства и ситуации, в которых они происходят (война, например) для меня не являются нормой. И меня не интересует, что это длится много лет, что в автокатастрофах погибает больше людей и что мы ничего не можем сделать. Для меня ситуация ненормальна и все объяснения точно так же ненормальны. Ещё для меня ложь ненормальна и плевать мне, что "все врут", "есть ложь во спасение" и т.д. Для меня ксенофобия ненормальна, пусть даже она заложена в людях природой.
Когда я сталкиваюсь с подобными вещами, то реагирую очень резко. Люди не понимают почему я такая злая – они ведь делают нормальные вещи и речь ведь идёт о нормальных вещах! Они ведь нормальные люди, нормально уважающие уголовный кодекс и нормально платящие налоги (попробовали бы они этого не делать!), за что же я на них набрасываюсь?!
Нормы, кстати, легко навязываются и планка легко опускается. Я однажды пыталась утешить человека, говоря ему о том, что бывает намного хуже. На что человек мне резонно заметил, что всегда бывает хуже и таким образом можно смириться со всем, даже с тем, с чем мириться нельзя. Это верно. Говорят, что лобстеров варят постепенно повышая температуру, потому что живой лобстер выпрыгивает из кипятка. Если же повышать температуру постепенно, он к ней адаптируется, хотя ему становится всё сложней это делать, он не решается что-то предпринять, потому что ему кажется легче терпеть неудобство, чем что-то делать, куда-то бежать... Так же понятие нормы может меняться до тех пор, пока не превратишься в варенного лобстера.
Я точно знаю, что никогда не откажусь от своих представлений о норме и не смогу реагировать иначе на нормы других. Мне и люди ближе те, которые напоминают идеалистов. Но я так и не научилась вести себя с другими людьми. Пока моя тактика – плыть по течению. Но я не уверена, что она правильная.