Соня (fossa_s) wrote,
Соня
fossa_s

Categories:

Классификация евреев

Тут меня спросили про самаритян, это навело меня на мысль написать про некоторые виды евреев. Цитирую из еврейской энциклопедии. В древности:

КАРАИМЫ (קָרָאִים, КАРАИМ — `читающие`, בְּנֵי מִקְרָא, бней микра, בַּעֲלֵי מִקְרָא, ба‘алей микра — `люди Писания`), возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Караимы выработали собственную традицию, севел ха-иеруша (`бремя наследия`), представляющую собой корпус доктрин и установлений, которые, хотя и не могут быть обнаружены в Библии, обязательны для членов общины. Возникновение секты КАРАИМов представляет собой реакцию на господство авторитета послебиблейской устной традиции. Караимы опирались, по-видимому, на домишнаитские традиции саддукеев.

САДДУКЕИ (צָדוֹקִים, цадоким; צְדוּקִים, цдуким), одно из главных религиозно-политических течений в Иудее 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. О саддукеях известно главным образом из сообщений их основных противников — фарисеев (к которым принадлежал и Иосиф Флавий), а частично также из Нового завета. Саддукеи противились создаваемому фарисеями Устному Закону, но в какой-то мере строили свой, опираясь на собственное понимание Библии, в основном Пятикнижия (Тора в узком смысле). По утверждению Нового завета, саддукеи не признавали не только воскресения из мертвых, но также «ни ангела, ни духа». Саддукеи отрицали также Божественное провидение, утверждая, что человек сам является причиной добра или зла. Саддукеи продолжали ставить жертвоприношение выше молитвы и изучения Закона, так как именно оно укрепляло их положение как служителей Храма. Стоя близко к властям, саддукеи были более подвержены эллинизации, а позднее и влиянию римской культуры.

ФАРИСЕИ (פְּרוּשִׁים, прушим), религиозно-общественное течение в Эрец-Исраэль в эпоху Второго храма; учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного иудаизма. Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.

ЕССЕИ , еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.; Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены. Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма (свитки Мёртвого моря) законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.


Более актуальное:

САМАРИТЯ́НЕ (שׁוֹמְרוֹנִים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание шамрим, буквально `хранители` и более полное — шамрим ал ха-эмет, `хранители истины`), религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона (более половины) и в Шхеме. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго храма на территории Самарии. Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, называемый рахута (по-арамейски `благоволение`), когда местопребыванием Бога была гора Гризим близ Шхема. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (`отход`), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Иосифа (см. также Колена Израилевы), с которым САМАРИТЯНЕ себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.

ХАСИДИЗМ (חֲסִידוּת, хасидут), широко распространенное народное ре­ли­­гио­з­ное движение, возникшее в восточноевропейском иудаизме во второй четверти 18 в. и существующее поныне. Хасидизм дал начало общинам, во главе которых стоят цаддики. Учение хасидизма является в большой мере продолжением и развитием идей, разработанных каббалистами Цфата в 16 в. Бог присутствует всюду, каждое явление и событие имеет отношение к Его сущности. Этот панэнтеизм, согласно которому мир возникает и развивается в процессе Божественной эманации, присущ всем направлениям хасидизма. Без веры в него не существовало бы остальных концепций хасидизма: о человеке и его месте в мире, о цаддике, о беспредельной преданности Богу, об исправлении мира и вознесении искр святости к их источнику, о раскаянии (тшува).

МИТНАГДИМ (מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим, буквально `оппоненты), название, которое дали приверженцы хасидизма его противникам из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Деятельность этих кругов, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.

СЕФАРДЫ (סְפָרַדִּים, сфараддим; от топонима Сфарад, упоминаемого в Ов. 1:20 и отождествленного в Таргуме Ионатана с Испанией), потомки евреев, изгнанных в 1490-х гг. с Пиренейского полуострова или покинувших его впоследствии, в 16–18 вв.; этнокультурная общность, являющаяся частью еврейского народа. В настоящее время сефардами нередко называют (особенно в Государстве Израиль) всех евреев неашкеназского происхождения

АШКЕНАЗЫ (אַשְׁכְּנַזִּים), термин, обозначавший в средневековой еврейской литературе евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом. В последующем стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

ОРТОДОКСА́ЛЬНЫЙ ИУДАИ́ЗМ (от греческого orthodoxia — буквально `правильное мнение`), общее название течений в иудаизме, последователи которых считают себя единственными законными носителями еврейской религиозной традиции и, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья – начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух. В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине 19 в. как реакция на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации.

РЕФОРМИ́ЗМ В ИУДАИ́ЗМЕ , движение за обновление религии еврейской. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй половине 19 в. главным центром движения становятся Соединенные Штаты Америки. В последние десятилетия реформизм находит сторонников и в Израиле. Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью.

КОНСЕРВАТИ́ВНЫЙ ИУДАИ́ЗМ (на иврите также יַהֲדוּת מָסָרְתִּית, яхадут масортит), религиозное течение. Возникло в середине 19 в. в Европе (главным образом в Германии) и США на почве политических, социальных и духовных перемен, связанных с эмансипацией. Представители течения приветствовали приобщение евреев к европейской культуре в рамках секуляризированного общества, понимая, что это неизбежно ведет к изменениям в религиозной жизни. Этот процесс объяснялся ими на примере всей еврейской истории, в основе которой лежит тенденция приспособления религиозных законов к жизненным нуждам. Основатели консервативного иудаизма не отвергали новшеств при условии, что они не касались основных принципов религии, как, например, сохранение иврита в литургии, соблюдение кашрута и субботы.

ХАБА́Д (חַבַּ״ד, акроним слов хохма, бина, да‘ат — `мудрость`, `понимание`, `знание`), одно из центральных течений в хасидизме. Характерная черта учения Хабада, в отличие от других течений хасидизма, — это приоритет разума (что подчеркивается в самом названии движения) и, как следствие, важность изучения Торы. Центральная теософская концепция Хабада — двоякий смысл человеческого опыта, поскольку за любым конечным феноменом стоит бесконечная сущность. Эта двойственность проистекает из самой Божественной сущности, в которой преодолены в высшем синтезе все противоположности и которая представляет собой единство мира и откровения, творения и аннигиляции, единства и множества и т. д. Подъем начинается путем сознательного умственного усилия («созерцания»), которое открывает суть Божественного процесса. Следующая стадия подъема («выход за границы разума и знания») — усмотрение пропасти между чувственным и абстрактным бытием. Заключительная стадия подъема — «восхищение» — самоотождествление с объектом «созерцания», ведущее к изменению «созерцающего» и «восхищающегося» сознания.

"вязаные кипы" - В 30-е годы 20-го века представители молодежного движения «Бней Акива», принадлежащего общественно-политической партии Мизрахи (сегодня — национально-религиозная партия Мафдаль), чтобы выделиться из остальных кругов религиозных евреев, стали носить определенную «форму одежды», частью которой была вязаная шерстяная кипа. Причем, не черного цвета, а — бело-голубого. Часто — с рисунком или орнаментом.В последние 20 лет ношение вязаной кипы уже не считается однозначным определителем «идеологических установок».
Впрочем, в Израиле некоторые виды вязанных кип все же могут предоставить кое-какую информацию об их владельцах.


НАТОРЕ́Й КА́РТА (арамейское נָטוֹרֵי קַרְתָּא, также נְטוּרֵי קַרְתָּא, Нетурей карта, буквально `стражи города`), экстремистская ультраортодоксальная еврейская община. Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах.



Иллюстрации:

Самаритяне http://ugabuga.ru/files/monsters/drev_mif/samarityane_samaryane1.jpg

Ортодоксы http://ravilin.35photo.ru/photos_series/18/18997.jpg

Хабадники http://www.nrg.co.il/images/archive/465x349/1/270/934.jpg

Tags: разное
Subscribe

  • (no subject)

    Смотрю подкаст Юзефович с Долиным, где они обсуждают экранизации по книгам. Она считает, что книги Пелевина совсем не предназначены для экранизации и…

  • (no subject)

    Я позавчера побыла немного малкин, сидя и ноя о том, что я хочу свалить из Израиля. У меня на самом деле есть мечта жить во Франции, которая…

  • "Вампиры средней полосы"

    Досмотрела сериал. В общем, есть в нём все те недостатки, которыми страдает российский кинематограф: отвратительная актёрская игра, тупейшие диалоги,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments