Соня (fossa_s) wrote,
Соня
fossa_s

Наале

Наале это программа, в рамках которой в Израиль привозят подростков из стран СНГ и поселяют их в школах-интернатах, где они имеют возможность отучиться три года и закончить школу.
Поводом для написания данного поста стало обсуждение Наале в блоге matroskin83. Честно говоря, я думала, что меня забанят там после второго комментария. Но мне дали рассказать обо всём, что я знаю про Наале как человек, участвовавший в этой программе. В комментах потроллили немного и обхамили, без этого в израильском секторе жж никуда. После того, как мне стали хамить, я была уже уверена, что меня забанят. Не забанили. Я такого не припомню, надо отдать должное matroskin83.
matroskin83 поделилась своим опытом участия в Наале, я поделюсь своим.

1. Что включает в себя программа:
Приезд в Израиль в качестве туриста (в том числе сопровождение и встречу в аэропорту). В моё время были студенческие визы. Гражданство не оформляли. Программа по сути призвана познакомить с Израилем, чтобы в дальнейшем человек решил хочет ли он получать израильское гражданство. Были люди, которые не хотели. Они либо возвращались домой (это возможно на любом этапе), либо уезжали в другую страну.
Поселение в интернате. Это может быть киббуц, религиозная школа (очень удобно для тех, кто хочет пройти гиюр) или обычная.
Обучение. Обычно подростки приезжали после девятого класса, учились в Израиле три года и заканчивали двенадцатый класс. То есть, школу заканчивали на год позже сверстников в СНГ. По окончании школы получали или не получали аттестат. Так же была возможность пройти курс подготовки к психометрическому тесту и сдать теорию вождения (израильские родители понимают о каких суммах речь).
Страховка. При интернате была медсестра, которая заботилась о здоровье наалешников, но медицинскую страховку тоже оформляли.
Поездка домой на каникулы после года обучения или приезд родителей в Израиль - на выбор. Я ездила домой.
Присмотр и охрана. К каждой группе Наале был прикреплён "мадрих" (воспитатель) и две его помощницы, которые работали посменно. Мадрих отвечал за группу, руководил, проводил встречи и разъяснительную работу. Помощницы будили по утрам, делали стирку, помогали в мелких бытовых вопросах (всегда можно было пожаловаться на какие-то неудобства), выдавали карманные деньги (приворовывая понемногу). Интернат был огорожен забором, на входе сидел охранник. На выходе надо было записаться в журнал охранника.
Экскурсии по Израилю.
Выходные и праздники в гостях у коренных израильтян для тех наалешников, у которых в стране никого нет.

2. Условия проживания.
Условия в двух разных школах не могут быть одинаковыми. Анна Малкин обратила внимание на то, что матроскиной давали 60 шекелей карманных денег, а мне 100. Но не обратила внимание на то, что в той школе выдавали гигиенические принадлежности, а в нашей нет. В той школе наалешники сами стирали свои вещи, а мы сдавали вещи в стирку. Та школа была религиозной и была расположена среди жилых домов, а моя была светской и занимала довольно большую огороженную забором территорию (кстати, Димон в одном из своих видео гулял возле этой школы).
Мы жили по четыре человека в комнате. У каждого была кровать, стол, стул, две полочки и шкаф (Я не совсем поняла как в школе матроскиной было два стола на троих и три стула на четверых, при этом в каждой комнате обязательно по четыре человека, но неважно). Кондиционеров в моё время не было, но позже их поставили. Убирали мы комнаты сами (наша комната однажды получила в награду чайник как самая чистая). Постельное бельё казённое, но некоторые заморачивались и стелили своё. Душевых было четыре на каждом этаже (они находились в одной комнате). Комнат на этаже было, кажется, шесть. Этажей было два - один для мальчиков, второй для девочек.
Была комната для собраний - клуб. В нём был телевизор, который можно было смотреть всем вместе.
На первом этаже жилого корпуса находился телефон. Когда кому-то звонили, трубку брал тот, кто проходил мимо и звал того, кому звонили. Однажды я заслужила особую любовь одноклассников (я всегда это умела) и когда мне от телефона орали "Соня!", все присутствующие в здании дружно отзывались - "пизда!" Прикольно вспоминать :)
Так же на первом этаже висела доска с объявлениями.
Кормили три раза в день, плюс в четыре часа выдавали какой-то перекус. Обычно это были апельсины, которые кто-то из наалешников брал и раздавал остальным. Или бамба. Или йогурт. Иногда можно было заскочить в столовую перед уроками и сделать кофе, но вообще за это гоняли.
Раз в месяц выдавали карманные деньги, сто шекелей. Иногда деньги не давали, объясняя это плохим поведением наалешника. Права забирать карманные деньги у них не было, то есть, это было просто воровство. Ещё выдавали карточки для звонков домой, конверты и марки. Один раз привезли одежду и каждый мог выбрать себе что-то на определённую сумму. Деньги, карточки для звонков, марки, технику, драгоценности и прочие вещи часто воровали сами наалешники друг у друга. Шкафчика, который можно было бы запереть, не было.
Раз в неделю тем, кто уезжал на выходные к родственникам, выдавали билеты на транспорт. Когда наш учитель химии говорил: "Вы ходите учиться и не учитесь, думаете, назло мне? Это как взять билет и не поехать назло кондуктору!" - наалешники переглядывались и хитро усмехались.
Из нашего интерната в определённые часы можно было зайти на территорию бассейна. Иногда его закрывали для остальных посетителей и в бассейне купались только наалешники.
На территории интерната жили пара тайландских рабочих, которые занимались садоводством (однажды один из них подарил мне шикарную розу), уборкой территории и прочими подсобными работами. Так же был завхоз с машиной, именно он встречал и привозил наалешников в интернат.

3. Правила.
Работать было нельзя, за это могли исключить. Но это и сложно было устроить с точки зрения логистики. По крайней мере, у нас.
Наркотики, алкоголь и секс были запрещены. У нас был такой мадрих, которому было на это плевать, поэтому подростки делали более-менее что хотели. Но в итоге были те, кого исключили или перевели в другую школу. На беременность мадрих уже не мог закрывать глаза. Были так же наалешники, которые просто не ходили на уроки и поэтому их исключили.
Родственникам или знакомым нельзя было ночевать в интернате. Мне это кажется логичным - это не отель, не твой личный дом, ты живёшь с другими людьми и нужно с этим считаться.
Выходить в город можно было свободно с кем угодно, куда угодно. Но нужно было вернуться до отбоя. Отбой был в одиннадцать. Перед отбоем мадрих проходил по комнатам, чтобы удостовериться, что все легли спать. После его ухода начиналось нарушение всех остальных правил.
Бывали дежурства в столовой. Надо было убирать со столов или наоборот накрывать на столы перед шаббатом и помогать работникам кухни. Не помню, чтоб это было что-то напряжное или отнимало много времени. Посуду мы за собой не мыли.
Можно было приводить гостей, но они должны были уйти до отбоя. У нас были девчонки, которые знакомились и встречались со взрослыми парнями. Проживание в интернате этому никак не мешало. А потом я видела парня женатого на девушке, которая была его мадрихой, когда он приехал по Наале. То есть, личную жизнь некоторые тоже устраивали успешно.

4. Развлечения.
Про телевизор и бассейн я уже сказала. Кроме этого, тех, у кого не было родственников в Израиле, на выходные определяли в израильскую семью, а там уже зависело от семьи. В семье могли помочь с уроками, повезти гулять, отвезти, например, в боулинг или ресторан, смотреть кино дома, пойти в гости к кому-то ещё. И это на самом деле бесценный опыт. Благодаря этому я посмотрела Израиль и израильтян. Принимали меня везде очень тепло. Я побывала в очень разных домах и семьях, видела как живут израильтяне из разных социальных слоёв, разного происхождения...
Помимо этого нам устраивали экскурсии. Например, у нас был трёхдневный поход в пустыню Негев, с кострами, палатками и прочими сопутствующими развлечениями.
Пару раз нас водили на съёмочную площадку телепередачи в качестве зрителей.
Один раз водили в театр.
Пару раз водили в музеи. В планетарии я тоже побывала тогда.
Бывали дискотеки, которые устраивали в столовой, из которой убирали столы. Точно не помню как часто, кажется, по праздникам.
Один мой знакомый наалешник, который попал в киббуц, рассказывал мне, что у них отмечали Новый год: ставили ёлку, готовили русскую еду, дарили подарки... У нас этого не было. Это опять-таки говорит о том, что все школы разные.

5. Мифы вокруг Наале.
В обсуждении поста матроскиной я услышала несколько мифов, лозунгов и просто вранья, которые хотелось бы опровергнуть. Кстати, один из постов на тему Наале она назвала громко: "Наале. Правда и вымысел". Ну, разберёмся что же там правда, а что вымысел.
Якобы Наале только хвалят и нет ни одной статьи с критикой. Это не так. В частности, про мой интернат писали статьи с критикой ещё в то время, когда я там училась. Хотя, сами наалешники, как мы видим, признают, что во время учёбы их всё устраивало и только сейчас они страдают от того, что тогда им выдавали плохие гигиенические средства, а в комнатах было два стола на троих. Но эти же претензии не имеют отношения к Наале, это претензии к конкретной школе. Так кто же должен ругать Наале и за что именно?
Якобы Наале воспитала "оловянных солдат, роботов, без умения анализировать". Непонятная мне абсурдная претензия. При чём, высказывает её человек, который вообще никакого отношения не имеет к Наале и ничего про Наале не знает. Допустим, в пятнадцать-восемнадцать лет человек ещё ребёнок (хотя этот ребёнок прекрасно может курить, пить и трахаться). Но как проживание в интернате и обучение в обычной израильской школе математике и химии может превратить этого половозрелого ребёночка в оловянного солдатика, робота - мне вообще неясно. При чём, именно "умению анализировать" в школе или на курсах подготовки к психометрии и обучают. Эти не умеющие анализировать роботы получали аттестаты и заканчивали универы после этого. Всех бы так учили не уметь анализировать :)
Якобы наалешники не живут на всём готовом. Как вы можете судить из моего описания, наалешники таки живут на всём готовом. То, что у кого-то есть дополнительные потребности, которые Наале не удовлетворяет, не значит, что их не обеспечивают всем необходимым. Да, оплачивают только одну поездку домой, а не три. Да, не предоставляют каждому отдельные апартаменты с всегда полным холодильником и джакузи. Ну, извините, это уже вопрос завышенных требований. У кого-то условия жизни дома не лучше и при этом люди не жалуются на то, что живут как в концлагере. Интернат это не дом родной и не пятизвёздочный отель, нужно это понимать.
Якобы условия были разные, потому что в школах ответственные за Наале воровали деньги. Может, и воровали. Про одну из схем отъёма денег у наалешников я рассказала. Но условия были разные не поэтому. И бюджет я не знаю как выделялся и распределялся. И Анна Малкин этого точно не знает. Но я знаю, например, что у моей школы были частные меценаты из Америки, которые вкладывали свои деньги в школу. Может, поэтому нам выдавали сто шекелей, а не шестьдесят. Я не знаю. Поэтому я, в отличие от Анны, не буду говорить о том, чего не знаю.


А теперь, внимание, вопрос. Из моего описания можно понять, что в Наале мне "многое показалось прекрасным"? А из перечисленных фактов можно сделать вывод, что на самом деле школы-интернаты для наалешников были как концлагеря? Что в программе или условиях проживания жесть и ужас?

Кросспост с дрима
Tags: дневник, обо мне
Subscribe

  • (no subject)

    Давайте на примере малинадика и её последнего поста разберем одну психологическую ошибку, которую совершают люди. Это важно, потому что определяет…

  • (no subject)

    Молодость это не гладкая кожа, розовая мини-юбка и сюсюканье. Молодость это открытость, наивность, доверчивость, любопытство, искренность,…

  • Вкус vs дизайн

    В дизайнерском сообществе в фейсбуке идут подряд два поста. Первый пост от девушки-дизайнера, которая создала три варианта дизайна для интерьера…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments